X. Поход Талгарский — 8-й день — спуск с перевала Бивачный

После довольно долгого молчания я набралась в конце концов мужества и постараюсь всё таки  закончить свой дневник. Я так надеялась, что выход фильма о походе сделает мои дальнейшие записи не нужными. Но оказалось, что это совсем разные вещи.

Честно признаюсь, что пишу продолжение в корыстных целях. Мне за это пообещали 3 кг персиков 🙂 Я ещё долго упиралась, торговалась, не хотела ждать осени, так что буду зарабатывать на 3 кг консервированных персиков, да ещё с Украины 🙂

Итак, день Восьмой

О пурге повторяться не буду, у меня лично была ещё одна неприятность — промокший ночью ботинок к утру так заледенел, что я минут 40 вообще не могла никак засунуть в него ногу, что только не делала. В конце концов мне это удалось, но нога была как в ледяной колоде. Оттаял ботинок только к вечеру и весь день я вынуждена была шевелить пальцами, чтобы совсем уж их не отморозить.

Но вот вещи и палатки собраны и мы бросаем последний прощальный взгляд на наше прибежище и вылезаем из этого снежно-ледового карманчика на хребет.

Мы уходим, уходим, уходим… фото К. Сычёва

Вид на ледник Корженевского фото С. Михалькова

И судя по времени, что стоит на фотках, в 9-51 мы начинаем спуск с перевала Бивачный. Я специально акцентирую внимание на времени, так как нам без конца тычут пальцем, что мы слишком долго спускались — 8 часов, но судя по фоткам, то получается на пару часов меньше 🙂 Это, конечно, тоже не быстро, но всё таки…

фото С. Михалькова

А это наши первые проходимцы 🙂 — Михальков   Сергей, Серовайский Семён и Сычёв Константин. Именно они прокладывали нам перила, находили самые удобные (или не очень) места для спуска, для стоянок и т.д.

а мы — дружненько за ними

Верёвка получилась длиной 80 м и первые и особенно крутые спуски мы проходили по одному, поэтому и вышло так много времени. Что поделать, мы всё таки не альпинисты, навыков у нас ноль, зато человек — 11. Пока первые двое проложат путь, потом каждый по одному пройдёт эти 80 м, пока прицепится, перецепится и отцепится, пока последний снимет верёвку и всё по новой — набегают не минуты, а часы.

фото С. Михалькова

Группа спускается, а наши ведущие и по совместительству фотографы успевают снимать не только нас, но и всё, что под руку попадётся. А попадаются иногда очень даже неплохие виды.

фото А. Абрамова

Семён Серовайский и Костя Сычёв — фото А. Абрамова

Костя Сычёв — фото С. Серовайского

Вид на ледник Шокальского фото С. Михалькова

Вид на ледник Шокальского — фото А. Абрамова

Местами мы шли по снегу, местами — по глубокому, иногда было скользко, иногда круто, то камни были под ногами, то норовили сыпаться на голову. В одном хорошем месте я просто села на попу и съехала, держась руками за верёвку 🙂 .

Такой вот хороший уклончик — фото К. Сычёва

фото А. Абрамова

Самое сложное было не идти, а стоять и ждать, пока не соберутся все до кучи и не надо будет самой шагать дальше, так как такие вот места ожидания были мягко говоря не рассчитаны на такое количество человек. Желательно было не шевелиться, а замереть и не дышать, а то погладишь кого по головушке камушком, что я один раз и сделала. Я стояла выше по склону, но была дана команда идти мне, хотя внизу стояли люди (я пришла гораздо раньше, а они только пришли). Вылезая из своего убежища я пустила малёхонький такой камушек. Он очень весело поскакал по желобку на большом камне и с видимым удовольствием приласкал  Бориса прямо по макушке. Тот был несказано рад, что удостоился такой чести и несколько минут плясал и припевал зачем-то держа руки на голове.((( Хорошо, что разбег был маленький,  камень остался цел, голова тоже.

фото С. Серовайского

Спускаемся с насиженного места — фото С. Серовайского

фото С. Михалькова

Потом, когда немного пообвыклись, стали спускаться не по одному, а просто держа дистанцию — так всё таки быстрее

В некоторых местах, когда сверху сыпались камушки побольше, мы стояли прижавшись плотно к скале, иной раз прикрывая голову руками. Но камни оказались миролюбивые, все летели мимо.

Ближе к низу стали встречаться трещины. Некоторые пытались их измерить, но почему-то только одной ногой.

Последний участок — фото С. Михалькова

Когда уже вышли на чисто каменистый участок склона, я так и не поняла как — но заблудилась. Вроде  шла со всеми и даже впереди (не считая уже далеко ушедшего Кости и очень быстро ходящего Сергея). Но потом смотрю — я одна, бог знает где, круто неимоверно, сыпуче также, но не высоко от ручья — если и свалюсь, то не высоко, а потом можно будет попробовать если что спуститься по ручью. Но не свалилась, вылезла опять не знаю куда и увидела, что все наши — далеко позади, а я своим крутым манёвром догнала Сергея и обогнала остальных на полчаса. Последний участок мы с ним просто съехали по мелкой сыпухе. Костя остался руководить спуском, а мы пошли подальше от этих сыпучих камней.

И вдруг слышим такой размеренный звук, не знаю даже какими словами его можно изобразить  — бум…. бум…. бум, или может быть — скок… скок… скок…. Оборачиваемся и о ужас… мы с Сергеем оба побледнели. С самого верха перевала размеренно, с чувством и толком… прыгал довольно увесистый камень Я не знаю, почему он не спустил град мелких, прыгал один. Но он прыгал точно по тому месту, где только что шла наша группа. По нижнему колуару он прыгал зигзагом и задержись они минут на 10 — шансов не было бы ни у кого. Только я подумала, как хорошо, что я  шла не там, как камень отрекошетил от стенки колуара и перелетел туда, где шла я.

Наши, слава богу, только что спустились и стоят задрав голову тоже смотрят. Но насколько я поняла — они не смогли с такого расстояния увидеть суть происходящего и даже не напугались.  Такой вот прощальный взмах рукой нам с перевала Бивачный.

Перевал Бивачный во все красе — фото С. Серовайского

Небольшой отдых после спуска — фото С. Серовайского

Судя по времени на фотках — 16 часов — спускались мы значит 6 часов.

Дальше шли уже не долго (часа полтора, ну может чутьбольше), все буквально выматались и сил ни у кого не было. Немного по леднику, немного по морене и прямо на камнях поставили палатки. Борис уже на «ровном» месте, то есть не на спуске, подвернул ногу (а впереди ещё несколько дней).

фото С. Михалькова

Костя у нас железный, он видимо в принципе не может устать, так как  рванул вперёд и где он поставил палатку, мы смотрели чуть ли не в бинокль. Надо было видеть лица Татьяны и Лады, когда они поняли, что все уже остаются и отдыхают, а им ещё идти и идти 🙂 У них на лбу было написано , что они готовы ночевать прямо здесь, на камнях. Но они вздохнули и мужественно пошли догонять беглеца.

А это вид со стоянки на перевал Суровый

Перевал Суровый — фото А. Абрамова

День закончился и стало ясно, что мы хорошо так отстаём от графика. По плану ночевать мы должны были гораздо ниже. Но у нас  есть ещё день в  в запасе, так что это не повод для расстройства. К назначенному времени и месту, то есть к заказанной машине — мы должны успеть.

Продолжение

Фильм о походе «Талгарский экстрим» можно посмотреть здесь

Музыкальный ролик из фильма «Как же можно сидеть внизу» — здесь

Татьяна Кичигина (Kira)

Время и случай ничего не могут сделать для тех, кто ничего не делает для самого себя.
( Д. Каннинг)

This entry was posted in Горы, Походы многодневные, Туризм and tagged , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.

4 Responses to X. Поход Талгарский — 8-й день — спуск с перевала Бивачный

1. марина says:

Танечка, спасибо! С чувством, с толком, с расстановкой — а главное — со здоровым юмором 🙂 жаль, не могу написать больше, т.к. вышел из строя модем. Пишу по случаю. Починить обещали в течение 5дней. Жду.
    Да, и на всякий случай — мы с Лизой улетаем в Омск 17янв. Будем поздравлять маму и бабушку с юбилеем в ресторане 21января. Вернусь 23янв.

2. Ангелина says:

Хорошо, что ты сделала продолжение.Творческие изыски с интервью всё же не очень удачно дополнили фильм.Возможно, фотографии с текстом за кадром дали бы больше.Но, у каждого своё авторское видение и цели, поэтому…читать твой дневник интересно,да и 3кг персиков на дороге не валяются! Жду 9-ый день.