XII. Поход Талгарский — день 10 — долина Скифов — правый Талгар

Бывший альплагерь Металлург — фото А. Абрамова

Утром встали довольно рано, но пришлось долго ждать одну палатку, они никак не хотели просыпаться. Но, наконец, всё-таки двинулись, оставив за ними право нас догнать.
Вчера ещё наше руководство уточнило маршрут с гидрологами, они уж не знаю — дали или просто показали более подробную карту.  Показали на карте доселе нам не известные тропы. Вышли с хорошим настроением. Немного ещё прошли по ущелью, потом свернули направо.

Перед подъёмом — фото С. Серовайского

И он вгляделся пристально в сверкающую высь…

Поход — дело серьёзное… (Таня) — фото С. Серовайского

Дорога в эту самую пресловутую долину Скифов шла по так мною любимым камням. Хотя, по-моему мнению, можно было подняться на склон и идти по нему, что наши проспавшие видимо и сделали — идти там намного легче. Но мы не ищем лёгких путей. 😀

По камушкам, да по камушкам — фото С. Серовайского

Подъём к долине Скифов из среднего Талгара — фото С. Серовайского

Кто выдвинул идею посетить эту долину, я не знаю, но Борис видел в интернете фотографии довольно красивых мест и не менее красивого озера. Естественно, мы все тоже загорелись туда пойти. От названия веет чем-то мифическим, а то и сказочным. а уж что там — никто не знает — наши там не были. Начиная с сегодняшнего дня мы идём по полностью не знакомым местам. Никто из нас здесь не ходил, впрочем — новое всегда интересно, а по мне — так всё новое. Изначально мы хотели вроде как побыть на озере приличное время, но так как в график не укладываемся, то — просто пообедаем там и всё, хотя жаль конечно. Но завтра мы должны быть к вечеру дома.
Первые полчаса пути я вроде как шла хорошо, а потом что на меня напало — я еле передвигала ноги, они были как ватные, сердцебиение, одышка, да ещё и безпробудный кашель ( а простыла я ещё в самый первый день и кашляла всю дорогу, но тут — практически не переставая). Все норовили пощупать мне лоб и на перебой предлагали мне таблетки. Но я не была больна, просто почему-то плохо себя чувствовала. В итоге — я пришла в эту самую долину самой последней. Даже Борис со своим коленом меня обогнал под конец. Шли всего час, но мне этот час показался вечностью. Может просто день был не мой 🙂

фото С. Серовайского

Когда я наконец одолела этот подъём, то что я увидела — день был не только не мой, но и на наше руководство тоже как-то действовал неадекватно (впрочем так уже и до самого конца похода :))

Перед нами была абсолютно ровная и ничем особо не примечательная долина. Никакими скифами здесь и не пахло. Озера тоже не было видно, его надо было ещё искать.

Долина Скифов — фото С. Серовайского

Долина Скифов — фото С. Есимханова

И вот наше руководство разбрелось как лебедь, рак и щука — кто куда. 😀
Семён пошёл вправо, Сергей налево, а Костя — посередине. Вся остальная толпа сильно держа дистанцию неуверенно шла за Семёном. Но мы с Таней и Ладой уже знали, что и Семён тоже не всегда прав. Поэтому просто сели и стали ждать, чья возьмёт 🙂 На сей раз Семён победил, его версия была самая верная и все стянулись к нему.
Пока мы с женщинами подошли к ним, то почти все мужчины уже успели искупаться, где — не видно, но нам махнули куда-то вправо, мы немного подождали оставшихся и тоже пошли. (Купаемся мы голышом и поэтому всегда отдельно)

Долина Скифов — фото А. Абрамова

Интересно, что Володя с утра переживал, что сегодня четверг, и у него по плану — банный день, нельзя же пропускать. Как будто для него специально именно в четверг мы подошли к озеру (как оказалось, это было сегодня не единственное наше купание:)

Когда я увидела эту лужу, то была сильно разочарованна. Озеро тоже не соответствовала названию. всё-таки — озеро долины Скифов — должно быть хоть что-то особенное. Обычное моренное озеро, с сильно илистым дном и до неприличия тёплой водой. Не знаю, если бы общая тенденция нашего похода была снизу вверх, то  может быть оно было бы и холодным. Но мы-то спускались с ледников, с мороза и нам хотелось чего-то попрохладнее. 🙂 И чего мы такие капризные 😀

Озеро долины Скифов — фото С. Серовайского

Ниже размещаю фотографии и видео озера со всех ракурсов 🙂

Озеро долины Скифов — фото С. Михалькова

Какие круглые края — фото С. Серовайского

Озеро долины Скифов — фото С. Серовайского

Но самое страшное — ни в тёплой воде и ни в илистом дне, а в том, что  местных бзыков наверное давно не кормили и мы для них были просто пиром. На обед слетелись видимо со всей округи ((((((((((((

Стоило только раздеться, как они облепили нас со всех сторон. Уж тут мы вдоволь поразвивали свои голосовые связки, я думаю, что наши визги было слышно не только в этой долине :), а руками махали как вентиляторами 🙂 Как в стихотворении — и больно и смешно… Надеюсь, что им было вкусно 😀

А укусы у них надо сказать — громадные и твёрдые, так и напрашивается словосочетание — твёрдый шанкр (а кусали везде :))

Но всё-таки искупались, освежились и довольные и счастливые пошли босиком назад — трава мягкая, приятная.

Когда подошли к остальной компании, Костя уже приготовил нам чай.

После купания — фото С. Серовайского

фото С. Серовайского

Пока женщины купаются надо срочно съесть всё самое вкусное — фото С. Серовайского

Идём такие чистые и довольные, а тут Борис стоит, ну Таня его и спрашивает:

— Борис, а Вы любите вонючих и потных женщин?

У Бориса медленно так  отвисает челюсть  и он вместо ответа начинает хватать ртом воздух (это надо было видеть :-D)

Таня (выдержав небольшую паузу и сделав характерный взмах руками):

— А нету 😀

И гордо пошла дальше, оставив Бориса и дальше ловить ртом  воздух 😀 (ну нечего мешать в таком важном деле)

Долина Скифов — фото С. Михалькова

Хорошо отдохнув мы двинулись на «штурм» перевала Северный. Это последний категорийный перевал в нашем походе. Но видимо категорийность эта не с нашей стороны. Мы абсолютно легко на него поднялись, даже не сбив дыхание и не отвлекаясь от разговоров — просто небольшая прогулка.

На перевал Северный — фото А. Абрамова

На перевал Северный — фото С. Серовайского

Вниз он был покруче, но то вниз, и по сыпухе на самом крутом месте можно было просто съехать.

Вид с перевала Северный в сторону правого Талгара — фото А. Абрамова

Вид с перевала Северный — фото С. Серовайского

Судя по фото наша Таня в принцессы на горошине не годится — спать может в любом месте, в любом положении, в любую погоду 🙂 Конечно, мы все этим страдали, но фотоаппарат почему-то поймал только Татьяну 😀

Сонтренаж — фото С. Серовайского

Поспали — теперь небольшой забег — фото С. Серовайского

Пообозревав окрестности ещё и сверху, мы двинулись вниз, к правому Талгару.

Спуск с перевала Северный в правый Талгар — фото С. Серовайского

Спуск с перевала Северный в правый Талгар — фото С. Михалькова

Спуск с перевала Северный в правый Талгар — фото А. Абрамова

Спуск с перевала Северный в правый Талгар — фото С. Есимханова

Когда камни закончились — пошли кустарники. Вниз я бежала довольно сносно, Утреннее недомогание прошло, ноги уже слушались. Бежала как бы даже в первых рядах. Говорю, что бежала, так как из-за довольно высоких кустарников я не видела ни впереди идущий, ни позади и очень боялась заблудиться. А впереди иногда мелькал Саламат. Но, в конце концов, я потеряла и его и в душе надеялась, что бегу туда, куда надо. Но всё-таки нервничала и день всё-таки был не мой.(((

Спуск с перевала Северный в правый Талгар — фото С. Михалькова

На каком-то крутом повороте я споткнулась об камень и полетела. Летела очень «удачно», сама вроде как в целости и сохранности, может быть и стукнулась, (судя по синякам и ссадинам, камни на прочность я проверяла  регулярно). Но этого уже и не помню, так как всё моё внимание перешло к рюкзаку, которому мой полёт не пошёл на пользу. У него что-то там отвалилось и он стал держаться только на одном плече. . Я сильно расстроилась, но меня почему-то никто не догонял и я снова испугалась, что наверное всё таки заблудилась.

Смотреть, что там случилось с рюкзаком не было времени, я его взвалила на одно плечо, как мешок и держа его двумя руками побежала дальше. Бегу, а больное воображение рисует мне картинки, что мне так и придётся весь оставшийся путь до дома тащить рюкзак мешком на спине. И это явно не радовало. Было не очень удобно его так тащить и кроме того, я не могла в таком состоянии пользоваться палками, обе руки были заняты. А если уж я и с палками умудрилась упасть (много камней), то как же я пойду дальше.

Но мне повезло. Я не заблудилась и догнала наших мужчин. Поломка была незначительная и пока подошли все остальные, Семён мне  всё направил. Я успокоилась. Как  хорошо, что у нас есть настоящие мужчины! В беде не оставили! ))))
На спуске немного натёрла себе стопы и пока подошли остальные, успела заклеить лейкопластырем пока ещё потенциальные  мозоли. Вроде ничего не значащий эпизод, но сыгравший со мной потом злую шутку.

Ура, рюкзак починили — фото С. Михалькова

На привале — фото С. Михалькова

****    ****    ****   ****   ****   ****   ****   ****   ****   ****   ****   ****   ****   ****   ****   ****   ****   ****   ****   ****   ****

Ну а пока мы отдыхаем — самое время и место для РЕКЛАМЫ:
Рюкзак фирмы — THE NORTH FACE

Я долго надеялась, что смогу утромбовать все свои вещи в рюкзак 65л, но как ни старалась, это мне никак не удавалось сделать компактно, слишком много приходилось навешивать снаружи. А большего у меня не было. И вот завтра утром надо уже выходить, а сегодня часа так в 3 дня я решилась-таки отправиться  на поиски нового рюкзака, побольше. Времени совсем нет, да ещё и понедельник — барахолка не работает. И я, не долго думая, пошла на Каркару искать себе 80-тилитровый. Из приличных он там был всего один. По-крайней мере, выглядел как приличный, а денег с меня содрали за него как за суперприличный. Но ещё раз повторю, времени у меня не было. И я его купила. Подкупила меня его конструкция — в качестве дополнительного наружнего кармана там был пристёгнут маленький рюкзачёк для радиалок — очень удобно. И по весу был лёгкий.  Очень маленький чехол от дождя, но этим грешил и мой 65-тилитровый датский. Но… то ли он мне не подходил по размеру, а в магазине я этого не поняла, то ли это просто кошмар, а не рюкзак.

Короче — если Вас мучает гордыня, если у вас сильно прямая спина и Вы хотите заработать сколиоз или научиться ходить перекособоченным, то непременно покупайте рюкзак именно этой фирмы, не прогадаете. Он (рюкзак) будет иметь вас, как хочет, мотать вами на каждом повороте и без конца портить вам нервы. Что бы вы не делали, он всё время норовит занять горизонтальное положение (то есть всё время висит на спине криво). И естественно, от неравномерной нагрузки не выдерживают ни швы, ни фурнитура. Удивительно, что ткань не подкачала — ни накидка, ни сам рюкзак не повредились, не смотря на все дебри, через которые я лезла. Плюс ещё —  делала дополнительный ремень для более надёжного крепления маленького рюкзака к большому. Родная система мне не показалась достаточно крепкой.

Но швы и карабины — не выдержали и одного похода. Они просто развалились((((

фото С. Есимханова

Всю оставшуюся дорогу  я очень боялась потеряться. Кустарники сменились травой выше меня ростом и явной тропы я как-то не видела и всё норовила куда-нибудь свернуть не туда. Потом пристроилась за Володей и решила, что так надёжней. Но он не так меня понял и очень стал нервничать, буквально  требуя, чтобы я ушла вперёд. Я потом догадалась, что он решил, что я с ним соперничаю. Пришлось объяснить ему, что просто боюсь заблудиться. Он сначала не поверил, но потом пару раз сам убедился, возвращая меня из не понятно откуда и до самого дома был моим ангелом хранителем. Потом к нему присоединился ещё и Саламат. Я не знаю, как бы прошла без них оставшийся путь — столько было опасных и трудных для меня мест, что одна я бы не справилась.

фото С. Михалькова

Цветёт ястребинка — фото С. Есимханова

фото С. Есимханова

Долго ли коротко ли шли, но клубочек вывел нас всё-таки к речке.

Разлагаются 🙂 — фото С. Серовайского

Небольшая речушка — фото С. Михалькова

Небольшой перерыв, попили водички , потом пошли по просто шикарной тропе в еловом лесу. Идти было настолько легко и приятно, я просто летела и получала от этого удовольствия. Но всё что не тропа — то очень круто.

Был ещё один смешной момент. На очередном маленьком пятиминутном перерыве мы сидели на такой вот крутизне, еле держась. Потом вроде как первые пошли и я хотела за ними, а тут Саламат сидит на пути, а круто и очень круто. Я ему и говорю,  Саламат,как бы мне тебя обойти?

А он — попробуй

А Таня — Ты у на сегодня какой-то НЕОБХОДИМЫЙ 😀

Шли мы себе по тропе, шли, радовались жизни. Но как бы хороша ни была тропа, километраж берёт свой и к какому-то моменту все так устали, что просто упали.

фото С. Серовайского

Народ разленился, надо выбрать место по круче и по непроходимей :)фото С. Серовайского

Не знаю, что нашло на наших руководителей, но видимо они решили, что такую сильную усталость надо лечить и … мы уходим с хорошей тропы и идём резко вниз по тоже вроде бы тропе, но еле заметной, да ещё шириной с ребро стопы — и при этом очень круто.

Вспомнился старый анекдот, как раз  к этому случаю подходит:

Инструктор в горах говорит туристам:
— Это очень опасный склон, но если вы все-таки сорветесь, то не забудьте посмотреть направо — редкой красоты вид открывается…

Отличало этот спуск от насыпи третьего дня только то, что можно было держаться руками за кусты шиповника (кто знает — он очень колючий). Но взамен он требовал поиграть с ним в игру «А ну-ка отцепись». Ещё надо было бесконечно перелезать через поваленные ёлки и бурелом. И что бы я делала без своих ангелов-хранителей, не знаю. Володя прокладывал путь и следил, чтобы я не заблудилась и придерживал мне ветки, чтобы я смогла перелезть через ёлкоповалы…. А Саламат без конца меня от чего-нибудь отцеплял (он шёл позади меня). Но как бы тяжело не было, с ними я чувствовала себя в безопасности, за что очень им благодарна. Я и не подозревала, что уже почти на пороге дома нас ожидают такие трудности (и тем более не догадавалась, что это ещё цветочки :)).

Я не знаю почему, но меня эти последние дни очень возлюбили все — и ёлки, и палки, и колючки, не желая отпускать из своих крепкий объятий. И даже за простую траву я умудрялась цепляться, если не сама, так палками или очками. Когда  потом  «хвалилась» нашим, как меня здесь сильно любят, оказалось, что так полюбились мы все. Почему-то всегда радует, что не только тебе плохо :-D, хотя, конечно немного обидно, я думала, что это только я такая эксклюзивная 😀

Шли мы так пару часов. Фотографий этих «чудесных» мест к сожалению нет, видимо и нашим фотографам тоже надо было руками за что-то держаться и было не до фотоаппаратов :).

Я всё пыталась добиться от Сергея, зачем мы ушли с хорошей тропы, но вразумительного ответа не получила. Якобы та тропа выведет нас к егерям, но на 5 км выше, Мне казалось, что 5 км, это досточно большая величина, чтобы так бояться. Но апогеем всего было то, что спустя эти 2 час, когда мы, в конец обессиленные, сели, точнее — упали, где-то в тени, нам объявили, что шли мы сюда напрасно. Семён с Сергеем  бросили рюкзак и пошли на разведку. А вернувшись, Сергей нам заявил, что мы шли не туда и надо возвращаться на ту хорошую тропу. А время уже 18 часов. Я была в шоке и заявила, что никуда не пойду, у меня просто уже нет сил. Но Семён предложил нам альтернативу. Оказалось, что если идти вниз ещё минут 5 — 10, то мы выйдем прямёхонько к правому Талгару и на той стороне есть хорошее место для стоянки. Но что там дальше, есть ли тропы и выберемся ли мы потом оттуда — никто не знает. Речка трудности не должна предоставлять. Мы уцепились за последний вариант.

Но когда подошли к реке уже  толпой, то стало ясно, что переправу наводить всё таки надо. Река довольно бурная сама по себе, да и вечер.Семён взял верёвку и начал переходить, но его стало сносить. Он вернулся. Потом они сцепились с Костей и вдвоём всё-таки перешли.

Сама переправа уже трудностей не составляла. Женщин на этот раз разгрузили. Сергей перетащил все наши рюкзаки. Я стояла так, что могла переходить чуть ли не первой. Но мне так хотелось посмотреть, как пойдёт Лада — её подводное плаванье с рюкзаком утром третьего дня могло наложить свой отпечаток. Я так думаю, что всё-таки наложило, но ничто не дрогнуло на её лице, ничто не выражало ни страха, ни беспокойства. А я очень внимательно смотрела. Молодец Лада! БРАВО!!!!! В нытики она точно не годится 😀 Странные у нас женщины — и принцессы их них не гороховидные и слёз не дождёшься, и даже под дождём не тают (видимо и не сахарные, но надеюсь всё-таки, что сладкие) 😀

Зато в награду за преодоление всех трудностей нам досталась сказочная поляна. Очень уютная сама по себе, да ещё и усыпанная земляникой и малиной. Хватило всем.

Купание в холодной речке придало нам сил, и остаток дня мы провели довольно бодро и с энтузиазмом. (Кстати, по всем правилам хорошей бани — сначала парная — озеро Скифов, а потом — холодное обливание. Ну подумаешь с небольшим перерывом между ними. 🙂 Так что действительно вышел банный день)
Я много ходила и собирала ягоды. Нашла старый, заброшенный шалаш. Но раз здесь был шалаш, и при том оборудованный, значит есть и тропы. Поделилась своми мыслями с Семёном, а он говорит, что они тоже не бездействовали, тропу уже нашли. Так что выход завтра нам отсюда обеспечен. Уррраааа!!!!

Спать ложились, предвкушая, что завтра будем уже дома.

Продолжение

Фильм о походе «Талгарский экстрим» можно посмотреть здесь

Музыкальный ролик из фильма «Как же можно сидеть внизу» — здесь

Татьяна Кичигина (Kira)

Время и случай ничего не могут сделать для тех, кто ничего не делает для самого себя.
( Д. Каннинг)

This entry was posted in Горы, Походы многодневные, Туризм and tagged , , , , , , . Bookmark the permalink.

3 Responses to XII. Поход Талгарский — день 10 — долина Скифов — правый Талгар

1. Ангелина says:

Тань,если бы добавить кадры из фильма ко всему дневнику, то вообще получилось бы здорово.Такой третий вид повествования…

• Kira says:

Да вроде как почти ко всем дням есть, может быть не совсем из фильма, но всё-таки. Хорошо, потом просмотрю ещё )

2. Elena says:

В этой части рассказа тебе удалось не только описать отрезок пути, но и показать с юмором и теплотой характеры соратников. Поскольку я любительница природы с растительностью, мне было интересно на нее поглядеть, жаль только, что те колючки остались лишь в памяти эмоциональных девчонок.