(Чтобы увеличить фото — нажмите на них)

Утром встали в отличном настроении и с радужными мыслями о том, что это была последняя ночёвка и сегодня вечером мы будем дома.

Глядя на противоположный склон к реке берёт оторопь — мы вчера с него как-то умудрились спуститься  🙂 Надеемся, что все неприятности и сложности позади. .

6-30 утра, но палатки уже пусты 🙂 — фото А. Абрамова

Александр Сергеевич думу думает, не мешайте — фото С. Серовайского

река правый Талгар — фото Б. Тасова

На случай — а вдруг медведи, надо раскраситься пострашнее:)

Почти боевой индеец (или индейка? :)) — фото Б. Тасова

Барышня сидят и просют — фото Б. Тасова

Я сейчас точно не помню, когда было принято очередное изменения маршрута, то ли сегодня, понимая, что через запланированный Акбулак мы к вечеру домой не попадём, не успеем., то ли ещё в гостях у гидрологов. Но, вместо Акбулака, мы держим путь на КазПром — что это такое — село ли, посёлок или просто МТФ, мне не ведомо было, да так и не узнала 🙂

Путь домой начался с ползания чуть ли не на брюхе — для того чтобы попасть на вожделенную тропу, надо было одолеть небольшой, но оччччень крутой подъём, ещё и скользкий. Но что делать — выбираться оттуда надо было. Хоть там хорошо и уютно, но уже хотелось домой. Вышли мы около восьми.

По этой вот фотке можно догадаться, какой там был уклон. Время там стоит 8-05, значит это мы только выбрались.

фото С. Серовайского

И вообще, склоны здесь хороши по обе стороны реки

Тропа оказалась довольно приличной и хорошо натоптанной. Хоть и на крутом косогоре, и стопы всё время стоят наперекосяк, но это в любом случае лучше, чем идти без тропы.

Утро выдалось ясным, свежим. Шли мы по холму, благоухающему душистыми цветочными ароматами. И это радовало и глаз, и нюх. Причём склон был солнечный и травы имели очень насыщенный и очень приятный аромат. Далеко не везде душица так пахнет мёдом! А как я люблю запах зизифоры!!! Шла и радовалась, и понемногу собирала травки в карман для чая. В нашей компании по воскресным выходкам в горы мы всегда завариваем чай с душистыми травками, ну а дома я другой  не пью вообще. У меня был с собой сухой сбор, но свежая травка всегда лучше.

Иду и думаю, как же нам повезло — и солнышко, и запах трав, и нет никаких поваленных ёлок, точнее — ёлок вообще нет. Идти одно удовольствие, благо ещё по всем рассчётам и не долго. Дойдём по этой тропе до тропы ведущий на этот самый КазПром и после обеда будем дома.

Но недалеко мы ушли, как эта замечательная тропа ушла в небытие. Просто исчезла и всё…. А нужной нам тропы всё нет и нет.

Идти стало намного сложнее и не совсем понятно куда. Решили идти просто вдоль холмов, пока тропу не найдём. Что и сделали.

Где-то через час пути Володя наш стал рогатым мужем 😀

Кто рога потерял? Будут мои — фото С. Серовайского

Комментируем рогоносца 🙂 -фото С. Серовайского

Он не поленился привязать их к рюкзаку и так до дома и донёс, а они были очень даже не лёгкие.

Но вот идём час, другой, третий… а тропы всё нет и нет. А идти — «одно удовольствие». Мало того, что уже буквально через час запах этих благоухающих трав стал несколько назойливым, ещё через час он уже просто раздражал, и ещё дальше — стал просто невыносимым. Где-то к часу дня я уже задыхалась от этого одуряющего «благоВОНия». И травка эта не росла в гордом одиночестве. Некоторые холмы были просто непроходимы из-за обилия, а точнее изобилия шиповника.У меня было такое чувство, что сюда, специально для нас, свезли шиповник со всего земного шара. Ни обойти его, ни объехать — приходилось идти, точнее — продираться прямо через него. А это ещё то удовольствие, если кто не знает, то он очень даже колючий..

Ласковое и нежное утреннее солнышко к обеду превратилось в монстра, страющегося испепелить нас своими лучами. А  на тех холмах, где трава была выше моего роста, стояла такая жара и духота, плюс прямо-таки зловещая вонь от цветов, что хотелось просто пристрелиться. 🙂 Я всё время шла на грани теплового удара, к сожалению я знаю что это такое. Ко всему этому надо ещё добавить, что у нас у всех полный рот полынной пыльцы, полный нос пуха лягурярий и прочих семян уже отцветших трав, а из кожи и одежды, как от ежей торчат колючки. 🙂

Холмы там были, надо сказть, немного странные. Вроде как примерно все одинаковые, идут один за другим, смотрят все лицом на одну сторону, все без воды — то есть у всех одинаковые условия, но… на одних холмах ещё весна с бурно цветущими и сильнопахнущими душистыми травами, на других — лето, с травой выше моего роста, цветущей полынью, колючками…, а на третьих — осень, с отцветшей лигулярией (она тоже выше моего роста) или просто с пожухлой  низкой травой. И всё это чередуется без конца. Поэтому мы наглотались и семян и пыльцы.

фото И. Саитова

Правда, мы хорошо понимали, что жара в данной ситуации намного лучше, чем если бы пошёл дождь. Иначе мы бы в этой траве и глине застряли бы напрочь ещё на несколько дней. Хотя… когда у тебя уже несколько часов нет воды и пересохло горло, а во рту горечь от полыни, то такие доводы не очень-то утешают.

Наше руководство никак не могло прийти к общему знаменателю: куда и как нам идти. Поэтому мы всё время ходили  вверх — вниз,  вверх — вниз…. даже в пределах одного холма, не говоря уже о том, что спуски и подъёмы разделяли один холм от другого.
Довольно много было таких мест, что передвигались чуть ли не лёжа, кто на пузе, кто на спине — так было круто.

фото С. Есимханова

фото А. Абрамова

Иногда было так себя жалко, что просто хотелось выть. Но я видела впереди себя Володю, который вчера порвал свои штаны и шёл в шортах и говорила себе» «Молчи Таня, молчи! Засунь все свои переживания в одно место. Вот человек, которому гораздо хуже и молчит же, ни ноет, ни стонет». Лезть ЧАСАМИ в шортах по зарослям шиповника и ни разу не пискнуть… Мне было страшно даже представить себя на его месте. Уже дома я узнала, что  не одна я так сдерживала себя глядя на Володю.

И вот мы всё идём, идём и идём…  вверх — вниз, вверх — вниз… час идём, два, три… кто умеет считать больше?  Внизу тянется вожделенная река с водой, вдоль неё идёт дорога, но мы туда не идём, там егеря. Да и вообще — по дороге каждый дурак пройдёт, то ли дело вверх- вниз, вверх — вниз… по зарослям шиповника. Да и пользительно это — мышцы накачиваются, здоровье укрепляется, выносливость …

Наши начальники никак не могут договориться, куда же нас получше завести, чтобы мы уж точно не выбрались. Костя всё рвётся в небеса (лебедь), ему восхождение подавай. Он постоянно  хочет повести нас на самые вершины холма, уверяя, что по ту сторону холмов будет идти лучше. Сергей протестовал, говоря, что там неизвестно что, и не факт, что там не окажется просто непроходимый лес на крутом склоне, чего мы вчера ещё наелись (рак). Семён не знаю, что предлагал (осталась только щука), но пристрелить мне хотелось всех троих. Шучу конечно, я об этом не думала, но попадись мне тогда в руки автомат… Примерно такое же состояние было у всех.

Где-то  в час дня мне пришлось глотать таблетку от аллергии (а я не аллергик), так как я стала задыхаться. От  пыльцы лёгкие налились тяжестью и мне трудно было дышать. На упаковке было написано, что помогает на 24 часа, но мне помогло всего на час. Правда больше я ничего не глотала.

фото С. Есимханова

Я всё время старалась идти среди первых, так как за столько дней похода уже поняла — если я не среди первых, то буду даже не среди последних, а самой последней. А с моими талантами блудить я себе этого позволить не могу. Поэтому старалась особенно не расслабляться и шла когда третьей, когда четвёртой, буквально превозмогая себя, так как мне хотелось просто сесть (а ещё лучше — лечь) и не шевелиться. На пекле, в полуваренном — в полувяленном состоянии, устаёшь достаточно быстро.

Три-четыре человека  протаптывают тропу ещё не так сильно, она в траве еле заметна и я довольно часто кричала свою «ау, где вы там?» Если на склонах, где весна и осень, можно было ещё кого-то увидеть (хотя из-за шиповника и это редко), то на холмах с летом — трава выше моего роста.

Правда меня бдил Володя и если долго не кричала я, то кричал меня он, — «Таня — ты там ещё не заблудилась?» И довольно часто я ему отвечала уже не оттуда 🙂

В одном каком-то интересном месте я потеряла тропу совсем и не понятно, куда тут вообще можно  уйти. Сюда — овраг, сюда — неимоверно крутой подъём, а здесь вообще камень с дом, который обойти сложно. Я кричала, кричала, но никто не отзывается. Хотя, по ту сторону оврага кажется есть еле заметный след в траве, но я не могу сама ни перепрыгнуть  через этот овраг, ни просто перелезть через него, Он обрывистый и достаточно глубокий. И никого нет. Ни с какой стороны мне не отвечают. Что делать не знаю. Неужели заблудилась снова? Села и сижу, надеясь, что хоть кто-то меня найдёт, периодически подавая голос. И действительно, через какое-то время подошла всё оставшаяся группа, они просто сильно отстали. Но куда идти дальше — тоже никто не знает. Я предположила, что надо всё таки лезть через овраг, но меня никто не поддержал. Более того, один из ведущих Сусаниных сказал, что те, кто ушёл вперёд не правы и а вот он сейчас точно всех выведет быстро и правильно.Тогда я попросила, и Исраил по-моему,  помог мне перелезть через овраг и пошла дальше одна, а остальные полезли через камень. Я быстро пожалела, что пошла в эту сторону, так как склон был почти вертикально вниз. Но возвращаться поздно, из оврага я всё равно сама не вылезу, а все уже ушли наверняка. Поэтому иду (точнее — почти по пластунски ползу) дальше, но на всякий случай выкрикиваю имена ушедших вперёд. И о чудо, через какое-то время мне ответили. Я всё таки пошла туда, куда надо. А вот остальных мы ждали больше часа, они там вконец заблудились и вынуждены были возвращаться обратно.

Жара, дикая усталость (идти часами по косогорам и по колючкам — устаёшь и физически и морально) сделали своё дело. Все стали нервными, дёрганными. Лидеры были недовольны еле плетущейся частью коллектива. Те, в свои очередь, хотели пообрезать ноги лидерам. Я хоть и была промежуточным звеном, но очень тяжело мне давалось удерживать темп, поэтому мысленно и не только была на стороне отстающих. Мы все, конечно,  отлично понимали, что дай нам волю,  то домой не попадём ни сегодня, ни завтра, ни послезавтра — так будем тащиться, но раздражение накаливалось. И куда подевалась эта чёртова тропа? Уже давно было принято решение выходить на дорогу. Но из-за крутизны и всё тех же совершенно непроходимых зарослей и оврагов вынуждены были всё время мерить косогоры, слишком медленно теряя высоту. Казалось, что этому просто не будет конца.

фото С. Серовайского

Но, к счастью, кончается всё. И какой-то очередной холм оказался более или менее пологим, и мы начали резко спускаться вниз и уже не на брюхе, а просто шагая, точнее — волоча ноги. Усталость у всех была уже просто дикая. И на очередном маленьком привале, а мы их делали уже всё чаще и чаще, я свалилась и не смогла даже встать, чтобы сходить в кусты 🙂 Лёжа к сожалению ничего не получается 🙂

Но кто меня будет ждать? И я уже совершенно через не могу, из последних сил встаю и снова иду. Не идти нельзя, а идти уже тоже не могу, так как уже несколько последних часов каждый шаг отдаётся мне дикой болью в стопе, которую заклеивала вчера, когда мне рюкзак чинили. Косогоры сделали своё дело и на стопе образовался мозоль, потом он скорее всего лопнул. Пока сидела, видимо немного заростал или засыхал, а встаёшь — всё там лопалось и пока расхаживалась было очень больно. К концу дня стопа вся горела. Боль была уже очень сильная и резкая. Я вынуждена была наступать на ребро, а не на всю стопу, даже на более или менее ровной поверхности.

И, когда вдруг буквально минут через 5-7 я вышла к речке, то не шла, а ковыляла. Мужчины уже мочили ноги. Речка — это я громко сказала: ручеёк с пенистой водой. Пенистой — это от того, что там сверху где-то пили из него воду бараны. Мы оказывается  вышли к дороге и находились от неё буквально метров 30-40. Там прогуливались люди, но к нам не подходили.

Радости не было бы предела, но нога не давала мне покоя и я решила посмотреть, что там за мозоли у меня такие. Лучше бы я этого не делала. Потому что мне стало плохо от того, что я увидела.

Никакого мозоля там не было. Вчера я приклеила очень качественный лейкопластырь. Но нога всё время наступала косо и ему (лейкопластырю) очень хотелось оторваться от ноги. Но приклеен он был намертво и поэтому оторвался вместе с кожей. Со всей кожей! Чуть меньше, чем с четверти стопы, под большим пальцем у меня был снят «скальп»  🙂 Было такое чувство, что на мышце даже фасции не осталось. Но крови не было, только сукровица. Я и не догадывалась, что у нас такой толстый слой кожи. Зрелище было не для слабонервный и, быстро прилепив кожу назад, я снова приклеила её лейкопластырем и забинтовала. Помыть ногу в ручье мне, увы, не пришлось — щипало, даже в целлофановом пакете.

Потом подошли все наши, и мы долго пили чай. Отдыхали чуть ли не с час, а то и больше. Было уже 5 часов вечера, мы почти весь день без воды. Выпили по литру чая. Когда только ещё вытаскивали котелки, у Лады был чуть ли не крик души — только без травы!!! не надо никакой травы!!! 🙂 Но это можно было и не говорить. Сегодня наелись её все. 🙂

Чай пьём, баранки жуём… — фото С. Михалькова

Права казахская поговорка:чай не пьёшь, откуда силы. Мы пили и не могли напиться. Но когда надо было всё-таки вставать и идти дальше, то все были уже веселы и относительно бодры. Да и вечер — жара спала.

Но вот тут я уже точно пожалела, что перебинтовывала свою ногу. Пока я думала, что это мозоль — ну больно, ну и что: мозоль она и в Африке мозоль, у кого их нет. А тут я нашла у себя что-то посерьёзней и … тут же превратилась в развалюху, в жертву обстоятельств. 😀 Мне было так себя жалко, я такая бедная и несчастная 😀  И это сразу сказалось на моей скорости. Ноги тут же стали ватные и еле передвигалиcь, какие бы усилия я не прикладывала. Но я тут же просекла этот момент, мысленно над собой посмеялась. Опять же мысленно взяла себя как Мюнхаузен за волосы — не ныть Таня, вперёд! И точно — скорость сразу же увеличилась. Одним словом — нашла себе списанную торбу и развлекалась как могла. Стоило мне начать себя жалеть, как мне тут же кто-то начинал наступать на пятки, брала себя в руки — смотрю, на пятки наступаю я, а позади идущих уже и не видно…

Далеко мы не ушли, нас уже ждали. Чай нам попить дали, не тревожили, но и уйти никуда не дали. Сначала мы попытались было ещё немного подняться в гору, но вынуждены были спуститься и пошли по  дороге. Вдоль неё тянулся водовод.

фото И. Саитова

фото К. Сычёва

Егеря, во всей своей красе, переградили нам дорогу. Чего боялись, на то и нарвались.

Красавцы-богатыри, на не менее красивых конях — а тут мы, все такие ободранные, оборванные,  хромые (я и Борис тут уж постарались, хотя можно было обойтись и без этого)… Вообщем — наш вид ничего кроме жалости у них видимо не вызвал, и они нас отпустили с миром, и даже показали тропу, так нами и не найденную. Сами мы бы точно её не нашли. Сказали куда идти, но здесь ночевать не разрешили. Всё-таки находиться здесь нельзя, хоть уже и не заповедник, но водоохранная зона. Идите, говорят, по этой тропе и через 40 минут у вас будет и хорошее место для ночёвки, и вода (там раньше скот пасли — вроде как тырло называется). А завтра через пару часов будете, если сюда — то в КазПроме, а если туда, то на МТФ.

Воодушевлённые мы снова полезли в гору, но уже по очень хорошей тропе. Вдоль неё периодически  встречались барбарис и урюк, что очень здорово нас тормозило. Первый мы собирали в карман для чая, да я и ела, а вторым набивали рот. 🙂 Но всё равно, через час пути нам было ясно, что пресловутые 40 минут — это если на коне и довольно быстро, но никак не пешком 🙂

Нас приветствует красавец мордовник — фото С. Серовайского

фото С. Михалькова

Часа через два, а мы не так уж медленно шли, тропа привела нас на место более или менее похожее на то, что описывали нам егеря, но… воды там не было. Хотя видимо раньше она здесь была, так как посередине этого буквально таки роскошного луга росла мята, а она влаголюбивая. Но место было поистине замечательным и очень красивым, грех жаловаться.

фото С. Серовайского

И приятным сюрпризом было то, что с поляны виден был пик Актау. Боже мой — мы оттуда пришли! Даже какая-то гордость за себя и за нас всех появилась.
Кстати, а куда делось дневное раздражение? После чая у ручья мы снова были дружной и сплочённой командой 🙂 Так что, если у кого нервы не в порядке — попейте чаю и всё пройдёт 😀

Вдали виднеется пик Актау — фото Б. Тасова

Вид с поляны на пик Актау — фото С. Серовайского

Семён с Сергеем, наши неутомимые палочки-выручалочки, принесли для всех воду. Но судя по тому, как долго они ходили, то она была или слишком далеко, или слишком маленький расход. А скорее всего — и то и другое.

Однако, незапланированная ночёвка. У некоторых еда уже закончилась. Поэтому собирали — кто чем мог поделиться. 🙂 У меня, правда, хватило бы накормить весь лагерь 😀 ( я же не обедала. а крупы брала из расчёта, что буду).

Разбили лагерь. Время восемь часов, а светло как днём, только начало смеркаться.

И чего это меня так перекосило? 🙂 — фото Б. Тасова

Борис сразу же уснул и стонал во сне (сильно болело колено), Исраил варил суп (а я давала ценные советы :))

Завтра можно будет хорошенько выспаться, идти осталось, слава богу, совсем  маленько)

P.S. На следующий день, давая Семёну интервью Борис сказал: «Вчера был самый чёрный день в моей туристкой истории…»

Продолжение — день 12-й и наконец-то последний

Фильм о походе «Талгарский экстрим» можно посмотреть здесь

Музыкальный ролик из фильма «Как же можно сидеть внизу» — здесь

Татьяна Кичигина (Kira)

Время и случай ничего не могут сделать для тех, кто ничего не делает для самого себя.
( Д. Каннинг)

This entry was posted in Горы, Походы многодневные, Туризм and tagged , , , . Bookmark the permalink.

7 Responses to XIII. Поход Талгарский — день 11-й, последний, но не тут мы угадали :) — КОСОГОРЫ

1. Pingback: Тургеньское ущелье (Продолжение) | Отражения

2. zimercall says:

Верно говорят, лучше гор могут быть только горы. Вот она природа во всей своей красе. Спасибо за интересный репортаж

3. Юрий says:

Весь поход ваш, наконец-то, сложился в голове. Хорошо, что район знаю. Отлично прошлись! Траверснули по хребту на высоте. Мы когда-то пели:
    «Как-то раз в Талгаре
    горку траверснули
    с севера на запад
    и с юга на восток,
    а когда порядочно кирнули,
    выяснилось, что и поперек!».
    Старая переделаная песня, под Талгар. Хороший поход!

4. Elena says:

Очень душещипательно! Даже читая и, несмотря на миролюбивый характер, хотелось придушить кое-кого. Танечка, если бы я не видела до того фильм Бориса-Семена, то мне не хватило бы эпилога!

• Kira says:

Спасибо Лена! Но рано ещё эпилог — ещё один день 😀

• Elena says:

Ну, если еще один день впереди, то критика снимается. Кстати, можешь рассказать и о презентации фильма, это добавит оптимистических ноток и послужит гимном нашим творческим приятелям. Тем твоим читателям, кто там не присутствовал, будет интересно.