III. Шен-Тургень — Поход 2012. День первый — ущелье Терскенсу.

Продолжение.
(I. Поход 2012. Введение и II. Поход 2012. Разведка)

Костя
фото Б. Тасова

Рано утром 28 июля, мы впятером, как и было задумано, забили до отказа собой и грузом небольшой автобус. Наш путь лежал в Тургеньское ущелье навстречу неминуемым и долгожданным приключениям.
Автобус благополучно выгрузил нас у входа в ущелье Терскенсу.

И вот они, последние минуты перед стартом.

Совершенно свежие и до безобразия чистые, мы готовы устремиться в чарующую Неизвестность.

Последние минуты перед стартом
фото С. Серовайского

И вот уже сгибаясь под тяжеленным рюкзаком, мы медленно движемся вверх мимо ограды какой-то буржуйской усадьбы. Крепко стиснув зубы, мы стараемся не замечать спелый урюк, в большом количестве валяющийся прямо на тропе у нас под ногами.

Идти по хорошей тропе, разведанной ранее, легко и приятно.

Роскошные аполлоны весело махали своими слегка помятыми крыльями, приветливо приветствуя нас.

Апполон
фото С. Серовайского

Осторожно, здесь водятся дикие звери

Охотники
фото К. Сычёва

По дороге мы встретили спускающийся вниз отряд диких абреков, видимо, тщательно подготовившихся к съемках очередного боевика о трудовых буднях бравых моджахедов. Впрочем, ребята оказались достаточно мирные, и даже любезно согласились сфотографироваться на память. Более того, провели нам курс «молодого бойца»: рассказали, как вести себя при встрече с медведем.

Там, где ущелье раздваивается, мы остановились отдохнуть и перекусить. Настроение отличное. Аппетит – тоже.

Исраил

Паша

А далеко внизу осталось вполне цивилизованное Тургеньское ущелье, где мирно разъезжают машины, до отказа набитые добропорядочными любителями водки и шашлыка.

Вскоре мы вышли на широкую живописную поляну, которую пересекал милый ручей. Здесь должен был находиться наш первый лагерь.

фото Б. Тасова

Однако место наше оказалось занято более расторопными конкурентами.

«На лугу, на лугу, на лугу пасутся ко…»

«Идёт зверьё на водопой»

Фотосессия. Женщины не пошли, так хоть тёлок поснимать:)

С горя мы обнажили весь запас фото- и видеотехники, чтобы хоть как-то выяснить сложные отношения с конкурирующей фирмой.

фото С. Серовайского

Но, согласно неписанному закону гор, пришедший первым волен располагаться, где хочет. А опоздавший пусть пеняет на себя… Так что, горько вздохнув, мы двинулись дальше, благо время еще позволяло.

Верхняя часть поляны была совершенно свободна. Но мы решили почему-то подняться повыше, где уж нас наверняка не будут тревожить не в меру назойливые соседи.

фото Б. Тасова

Мы пока еще достаточно резво шли вверх по узкой долине между невысокими отрогами, изрядно поросшими густым лесом.

И вскоре дошли до места, где долина раздваивалась. Основное ущелье круто поворачивало на юг. Где-то там вверху должен быть перевал, ведущий в Шен-Тургень.

фото С. Серовайского

В восточном направлении было небольшое ущельице с маленьким ручейком.

Там тоже должен быть Шен-Тургень, но только его нижнее течение.Однако нам туда не надо.

фото Б. Тасова

Поскольку впереди по ходу тропы ровные площадки не проглядывались, мы решили не испытывать судьбу и остановиться в районе поворота.

Лагерь разбили на густой мягкой траве.

А вокруг на лугу гордо желтели высокие (в человеческий рост) цветы лигулярии.

фото И. Саитова

До ужина было еще далеко. И силы еще оставались. Дневной график был весьма щадящим, и выглядели мы еще достаточно свежими.

Борис

Собственной персоной (Семён)
фото И. Саитова

Свою порцию приключений я еще определенно недобрал. А потому решил подняться налегке по восточному логу, докуда уж хватит сил и пороху.

Тропы, правда, не было. Идти пришлось по ручью, а потом по осыпи, впрочем, не подававшей особых признаков жизни. А мертвая осыпь – это гораздо лучше, чем скользкие камни у ручья и почти столь же скользкая трава на крутых склонах. А там внизу хорошо проглядывалось раздвоение ущелья, где разбит наш лагерь, а еще ниже – путь по которому мы прошли совсем недавно.

фото С. Серовайского

Впереди показалась седловина перевала.

Времени я затратил несколько больше, чем хотелось. И мне определенно следовало поворачивать назад, чтобы успеть вернуться в лагерь к контрольному сроку. Но возвращаться, не заглянув за перевал… Эх, и почему я не захватил с собой рацию! А ведь Борис мне советовал… Но, увы…

Однако соблазн был слишком велик… И я решил, что компаньоны сообразят, что в таких местах едва ли со мной что-то случится. Так что я решительно двинулся вперед к перевалу, что было сил.

Вскоре я уже был там. Где-то впереди за отрогами должно находиться ущелье Шен-Тургень. А непосредственный спуск с перевала уходит в северо-восточном направлении, где уж нам точно делать нечего. А правее поперек склона проглядывалось что-то типа тропы. Не исключено, что она

ведет как раз с настоящего перевала, расположенного где-то южнее.

фото С. Серовайского

Сделав несколько фотографий, я быстро рванул вниз. Надо было торопиться! Мало того, что я уже сильно запаздывал, и мои товарищи могли начать беспокоиться. Так еще с запада мне навстречу плыли до безобразия мерзкие черные тучи. Не миновать хорошего дождя! И тут уже вопрос стоял, кто быстрее доберется до лагеря – я или тучи.

Мне удалось раньше! Но когда я добежал до палаток, туман уже наплывал со всех сторон.

фото Б. Тасова

Вымотался  страшно. И уж не знаю, чтобы со мной было дальше, если бы Костя не вернул меня к жизни, напоив отменным чаем…

А потом пошел такой ливень… Но к этому времени мы уже геройски сидели в палатках и бодро жевали что-то очень вкусное.

Так завершился наш первый день.

Продолжение

Фильм о походе «Шен-Тургень или 9 дней одного лета»

Семён Серовайский

This entry was posted in Горы, Походы многодневные, Туризм and tagged , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.

One Response to III. Шен-Тургень — Поход 2012. День первый — ущелье Терскенсу.