V. Шен-Тургень. Поход 2012. День третий — к истокам Шен-Тургеня

(чтобы увеличить фотки, нажмите на них)

Часть V   (Часть IV)

фото С. Серовайского

На третий день встали достаточно рано. Вчера мы немного недовыполнили план, и сегодня предстояло его наверстывать. Так что хотелось бы поторопиться.

Собирая рюкзак, я что-то никак не мог найти свой большой теплый свитер, который мирно покоился где-то в полиэтиленовом мешке. Я припас его для высокогорья и пока еще не вынимал. Но свитера нигде не было. Зато невдалеке сиротливо лежали чьи-то штаны, на которые как-то никто внимания не обращал. Мне пришла в голову гениальная мысль, что кто-то из моих компаньонов перепутал, и забрал вместо своих штанов мой свитер.

Я поинтересовался у Бори и Исраила, не они ли хозяева штанов, в надежде, что их хозяин вернет мне похищенный свитер. Однако ребята не признавались. Тогда я прихватил штаны и пошел к соседней палатке, которую наша молодежная двойка уже заканчивала сворачивать. Однако и Костя, и Паша дружно заявили, что таких штанов у них отродясь не было. Имея в силу своей профессиональной деятельности определенную склонность к логическому мышлению, я быстро сообразил, что если из пяти участников похода четверо уверенно отказываются от штанов, то их хозяином должен быть пятый, то есть я. Тем более, что у меня вообще-то были примерно такие же теплые черные штаны. Только в поход я их никогда не брал, надевал иногда в зимние выходы, когда очень холодно. А потом  сообразил, что когда собирал рюкзак дома, то перепутал, и вместо желанного на высоте запасного свитера я прихватил совершенно ненужные штаны, благо они одного и того же цвета… Несколько дней спустя во время холодной ночевки у ледника я подумал, какой же я все-таки запасливый. В сравнительно тонком спальнике, но в пуховке и теплых штанах мне уже не страшен никакой мороз…

Но это было потом… А пока мы свернули наш лагерь и двинулись вверх по ущелью Шён-Тургень. За один переход мы добрались до речки Карабастау, куда нам предстоит сворачивать на заключительной стадии маршрута.

река Карабастауфото К. Сычёва

река Карабастау — левый приток Шен-Тургеня
фото К. Сычёва

Водопад
фото Б. Тасова

А на той стороне реки мы увидели небольшой водопад, стекающий со скал.

А еще через каких-нибудь полчаса меня окрикнул идущий следом Борис: «Смотри!».

Как потом выяснилось, самого его с теми же словами перед этим окликнул Исраил. Зоркий глаз художника первым увидел это величественное чудо природы… Справа по ходу, прямо с гребня срывался вниз исполинский водопад.

Водопад 1717

Водопад

У Водопада фото С. Серовайского

У Водопада
фото С. Серовайского

Мы долго стояли, как зачарованные, любуясь эти грандиозным зрелищем.

Подавленные величием водопада, мы даже не сообразили подойти поближе и отснять его во всем великолепии…

Однако впереди нас ожидала Полная Неизвестность. И мы двинулись вперед, хотя, конечно же, надо было всё-таки подойти к самому водопаду…

Мы уверенно поднимались по руслу реки всё выше и выше. Наш путь пролегал то по камням у самого русла реки,…

фото 1701

фото 9738

фото К. Сычёва

фото 1707

фото Б. Тасова

…то между колючих кустов караганы, которую мы прозвали «местным кактусом»..

фото 1713

фото Б. Тасова

Вокруг уже давно не было никаких следов цивилизации… Однако вскоре выяснилось, что до нас здесь всё же успели побывать какие-то козлы. Правда, что от них осталось? 🙂

Наконец, мы дошли до места, где сливаются два истока реки Шен-Тургень. Нам предстояло свернуть налево.

Однако двигаться по руслу этого истока как-то не хотелось. Впереди был каменный каньон с  гарантированными приключениями и непредсказуемыми последствиями. Поэтому, благополучно переправившись через основное русло, мы устремились вверх по крутому травянистому склону.

Слияние двух истоков фото П. Кабанова

фото 1094

фото С. Серовайского

С изрядно высунутыми языками мы вылезли на более или менее ровное место, откуда открывалась перспектива, впрочем, не очень радужная. Наш дальнейший путь шел поперек длинной осыпи средней паршивости, круто обрывающейся к воде. А сама река резко уходила вниз, где и сливалась с основным истоком реки Шён-Тургень.

фото 1097

фото С. Серовайского

Дальше, впрочем, дорога приобрела более благопристойный вид. Появилась травка, на которой можно было слегка перевести дух.

Там мы остановились отдохнуть и перекусить.

Небрльшой пикник
фото И. Саитова

А впереди белела снежная река, вытекающая из грандиозных скальных ворот.

Снежная река

КАменные ворота
фото С. Серовайского

Но стучаться в эти ворота нам как-то не захотелось. И мы обошли их слева по некрутой осыпи, постепенно переходящей в ровный травянистый склон.

Наш следующий привал мы уже сделали на мягкой травке у самого гребня, за которым открывался переход в основное ущелье Тургень. Где-то там мы ходили несколько лет назад.

фото DSCF1742

На привале
фото Б. Тасова

И, кстати, с той стороны будут, видимо, наиболее простые подходы в верховья реки Шён-Тургень… Впрочем, в данный момент стоило взглянуть в том направлении, куда я указываю.

фото 2369

Указующий жест
фото И. Саитова

Там впереди показался очередной водопад, я уже и не помню который по счету.

Ну, Боря, понятное дело, не смог усидеть на месте и подобрался к нему поближе. Фотограф… Что с него возьмешь…

фото 1104

фото 1737

фото Б. Тасова

Оторвав Бориса от водопада, мы двинулись дальше. И вскоре оказались на широком плато перед мореной, где даже обнаружились отдельные следы цивилизации, впрочем довольно отсталой.

фото 1110

фото С. Серовайского

Там вверху уже показались заснеженные вершины.

фото 1745

фото 1748

А здесь место просто чудное. Ровно. Вода. Морена в двух шагах. Цветочки.

фото 1784

фото 2413

Так что мы, не задумываясь, бодро взялись за установку лагеря.

фото 1111

фото С. Серовайского

И вот уже наши две симпатичные палатки украсили и без того красивое ущелье.

фото 4896

фото П. Кабанова

Вот так выглядит место, где мы остановились.

фото 1757

фото 1788

фото 2415

фото И. Саитова

Однако остановились мы сравнительно рано. Времени в запасе – достаточно. И я решил отправиться на разведку в поисках завтрашнего перевала.
Стартовал я по руслу маленького ручейка, огибающего слева переднюю морену.

фото 1113

фото С. Серовайского

А когда взобрался на гребень морены, передо мной открылся цирк с ледником. Прекрасно просматривался основной гребень цирка за исключением того места, где и должен располагаться наш перевал. Я сообщил по рации об увиденном и двинулся дальше.

Вскоре подошел к началу ледника, под которым располагалось небольшое озеро.

фото 1115

фото 1114

А еще минут через двадцать я ступил на ледник.

фото 1116

Где-то там перевал

Ледник был ровный, открытый, без единой трещины. Идти по нему было – одно удовольствие. Однако ледяная возвышенность на леднике по-прежнему заслоняла от меня перевал. Он должен быть где-то сразу за ней.

Я в очередной раз отрапортовал по рации – мол, полет нормальный. И двинулся дальше. А вот дальше везение кончилось. Снег подо мной стал проваливаться – все-таки дело шло к концу дня. Трещин, как будто, не ожидалось. Но снегу уже было по колено. Он был рыхлый. И скорость передвижения резко упала. Но как-то не хотелось возвращаться, так и не найдя перевал. К счастью, вскоре я попал в тень, где наст держал достаточно прочно. Идти сразу стало веселее.

Вскоре я уже подошел практически под основной гребень, откуда уже что-то проглядывалось. Та белая седловина, возможно и есть наш перевал. Хорошо бы подойти еще ближе, благо недалеко совсем, и наст еще держит. Однако на пути встали первые трещины, которые несколько охладили мой пыл. Сделав несколько фотографий и доложив в лагерь об обстановке, я решил возвращаться. А идти завтра с этого места стоило уже в связке, прижимаясь к склону в обход трещин…

фото С. Серовайского

На обратном пути я решил поискать более приличный путь выхода на ледник. Уж очень не хотелось долго тащиться по морене с полными рюкзаками. Увидев вполне приличный выход с ледника на камни, я устремился туда.

фото 1123

А дальше я благополучно спустился вниз по широкой щели между боковой мореной и боковым отрогом, замыкающим цирк с востока. Именно здесь стоит завтра подниматься. Что ж, разведка прошла успешно. Всё более или менее понятно. Перевал я толком не разглядел, но, по крайней мере, с подходами никаких проблем не будет.

Спустившись в лагерь, я узнал, что моим компаньонам надоело лежать в палатке, и они отправились за своей порцией приключений. Впрочем, об этом лучше расскажет сам Борис.

«В то время как Семен отправился исследовать подходы под перевал Кассина, мы с Исраилом тоже не теряли времени даром.

фото 2405

фото И. Саитова

Минут через 40 мы уверенно стояли на гребне, разделяющем два истока Шен-Тургеня.

фото И. Саитова 2383

Водораздел
фото И. Саитова

Здесь нашему взору открылась величественная панорама цирка левого истока. Где-то на противоположной стороне должен находиться перевал 40 лет ВЛКСМ, который нам предстоит брать через пару дней.

фото И. Саитова 2378

фото И. Саитова 2390

фото И. Саитова

А в самом цирке просматривались несколько ущелий, по которым неслись многочисленные ручьи.

фото 1758

фото И. Саитова 2379

фото 1760

фото Б. Тасова

Прямо под нами несколько речек сливались в единый бурлящий поток,

фото 1772

фото 1771

фото Б. Тасова

который устремлялся круто вниз по пробитому в скалах узкому каньону.

фото И. Саитова 2401

фото И. Саитова 2389

фото И. Саитова 2399

фото Б. Тасова 1779

фото Б. Тасова

Мирное любование окрестными пейзажами периодически прерывалось Семеном, который педантично докладывал по рации о ходе разведки. Кстати, я умудрился даже сфотографировать его на леднике, хотя расстояние между нами было около двух километров

Вернувшись в лагерь, мы обменялись информацией и похвастались фотками.
Приготовив со знанием дела ужин и, как обычно, отменно перекусив, мы уверенно завершили третий день похода.»

Продолжение

Фильм о походе «Шен-Тургень или 9 дней одного лета»

Семён Серовайский

This entry was posted in Горы, Походы многодневные, Туризм and tagged , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.

5 Responses to V. Шен-Тургень. Поход 2012. День третий — к истокам Шен-Тургеня

1. Pingback: VI. Шен-Тургень. Поход 2012. День четвёртый — Перевал Кассина западный | Отражения

2. Ангелина says:

По-видимому, не зря же Боря так смаковал два вида сервелата

3. Ангелина says:

Да, панорамы потрясающие.И ни единой живой души не пробегает мимо,неужели живности никакой нет в горах?

• Kira says:

Видимо её (живность) всю съели голодные туристы :). Видели же, что от козлов осталось — только рожки :), ножки видимо на холодец пустили 🙂

4. Pingback: IV. Шен-Тургень. Поход 2012. День второй — Перевал, а тот ли? | Отражения