IV. Поход талгарский: 3-й день – Солнечная поляна – бог знает куда

3-й день: Солнечная поляна – бог знает куда

фото И. Саитова

День начался примечательно, но далеко не замечательно. Встали рано, Речку решили переходить прямо там, где стояли, не мудрствуя лукаво. Мало ли кто там какие советы даёт. 🙂 Семён сказал, что перейдём без проблем и здесь, воды всего по колено. Можно и штаны не снимать — подвернуть и всё. На траве и палатках — иней, до реки — всего метров 30, и был дан приказ идти сразу босиком или в сланцах, кто как приготовился для переправы. Что нас 5 человек и сделало.

Надо сказать – прохладненько. Пока дошли до основного русла – ещё 2 -3 протоки перешли – воду там тоже никто не подогрел. И тут, обернувшись назад, видим, что остальные всё ещё только думают – разуваться им или нет. А у нас от холода уже ноги свело и зубы весело так постукивают.

фото В. Первакова

Речка оказалась бурнее, чем ожидалось, просто так по одному не перейдёшь. Но мы так замёрзли, что было ясно – или мы сейчас перейдём сами, не дожидаясь остальных, или просто закоченеем (пока ещё переправу наведут). Костя, самый опытный из нас, взял инициативу в свои руки, и мы – встав в круг и взяв друг друга за плечи, медленно пошли через реку.

Почти везде вода мне доходила примерно до середины бедра. Кто-то жаловался, что не может смотреть на воду – голова кружится. У меня ничего не кружилось, и я спокойно смотрела и вниз, и назад. Хотелось видеть, куда я иду, так как шла практически задом наперёд.

Так уж получилось, что первыми шли самые низкорослые – я и Володя. Уже перед самым берегом Володя кричит, что падает, его сносит. Он попал в яму. Следом за ним туда же угодила и я (воды мне по пояс). Чувствуя, что меня тянет вниз и видя, что берег рядом, я рванулась изо всех сил и бросилась рюкзаком на берег.  Причём вписалась в этот берег намертво, никаким домкратом меня было оттуда не своротить.  Дальше — всё как в тумане. Мне казалось, что всё произошло очень быстро. Ребята вылезли сами, вытащили Володю и меня. Костя говорит, что я своим броском спасла всех, но так ли это на самом деле – не знаю. От моего рывка их всех, якобы, прижало к берегу (мы же держались за плечи) и они схватились за него руками сами и придавили нас с Володей, не дав утонуть.

Это не просто куча рюкзаков — там все мы — 5 человек 🙂

Переправа через Левый Талгар

фото В. Первакова

На земле барахтаемся, пытаясь встать, мы с Володей 🙂 (Всё это снято с большого расстояния, поэтому изображения не чёткие)

Впереди до суши было ещё 2 протоки, довольно бурные, но не опасные. Меня колотило от холода, и пока я со товарищами переодевалась во всё сухое, Костя кинулся помогать оставшимся.

Не знаю, каким местом они думали, видели ведь, что нас пятерых чуть не снесло. Но они просто перекинули одну верёвку, прицепили на неё карабином Ладу – и отравили её первой, одну, с рюкзаком…

Это она с Татьяной перед переправой…

фото В. Первакова

Надо ли говорить, что далеко она не ушла.

Её понесло, она упала, ушла под воду с головой. С рюкзаком под водой не могла и пошевелиться. Если бы она там дыхнула – на этом бы наш поход и закончился. Всё обошлось – Сергей Михальков бросился ей на помощь.

Сама я не видела всего этого. Точно не знаю, тащили по отдельности Ладу и рюкзак или вместе, но все остались живы.

фото В. Первакова

Ноги, правда, Ладины я видела – ободрало камнями здорово.

Вадим Перваков, можно сказать – наш мэтр альпинизма, видел всё это безобразие, кричал нам, махал руками. Но он был далеко, в его сторону никто не смотрел, да и что можно услышать, когда грохочет река. Пока он сбежал – всё было уже закончено. Вадим взял Ладин рюкзак и они пошли для переправы вверх по течению…

… А мы стали пробираться сквозь заросли по другую сторону реки, предварительно опустошив 2 котелка чая (от холода я долго не могла попасть кружкой в рот – руки тряслись).

фото А. Фогеля

Без ненужных подъёмов не обошлось и здесь, но на р.Улькен-Мынжилки мы всё-таки соединились. Солнце палило жаркое и вещи на привале довольно быстро высохли.

На очередном привале встретили снова святую троицу (за сегодня уже второй раз и последний), последние фото на память.

Я устала к этому времени так, что пришла и просто упала. Сил хватило только изобразить оскал 🙂

фото А. Фогеля

Они захотели групповое фото на память, а я говорю: — «Я вот здесь лежу и с места не сдвинусь. Хотите фото — вставайте вокруг меня». 🙂 Так и сделали.

Почему-то после этой стоянки я пошла дальше гораздо легче и лучше (до сих пор шла плохо)

Наш путь лежал вон к тому, самому дальнему снежному пику — МЮД

фото В. Первакова

Поднимались по руслу: где — вроде ничего, можно идти, где – сильные прижимы и надо лезть вверх, где – чуть ли не по воде..

фото С. Есимханова

Но долго ли, коротко ли шли, на гору лезть всё равно надо. Мы держим курс на ледник Богатырь, перевал МЮД. Холм-то одолели, до долгожданного поворота с зелёной лужайкой оставалось метров 300, но какие — сплошная сыпуха. Точнее – сыпуха и очень сильная сыпуха на очень крутом косогоре. А сил уже нет. Настроение испортилось.

Сыпуха

Костя пошёл первым по вроде бы самому оптимальному маршруту. Но видя, как лезет там опытный альпинист, было ясно, что мы там со своими рюкзаками не пройдём. В одном месте он вообще упал и скатился до самой реки. Помахал Семёну, чтобы мы шли выше. Семён бросил рюкзак и пошёл на разведку.. Мы целый час сидим и ждём. Уже почти вечер, здесь ночевать нельзя – нет воды, да и Костя ушёл. Туда идти – очень опасно и нет сил. Но Семён вроде прошёл, и мы пошли за ним почти по самой верхотуре. Было очень много мест, где нога могла встать только на ребро и при этом — очень крутой склон и всё сыпется. Все столь сосредоточены, что никто не отстал. Это был второй шанс за сегодня бесславно закончить наш поход – не дай бог кто навернётся.. Слава богу, никто им не воспользовался. Прошли всего за час, хотя думали, что минимум два будем шагать – опасность мобилизует.

Но когда вышли на безопасное место – силы просто покинули группу и идти дальше никто не захотел – все устали, идём уже 8 часов.

Нормальные люди здесь не ходят
фото С. Серовайского

фото С. Есимханова

Сколько до запланированной стоянки – никто не знает. Разбили лагерь прямо там, где стояли, хоть и до более-менее чистой воды было чуть ли не полчаса ходу (в реке вода была грязно-зелёная).

Со мной вечером случился такой казус: уже сидя в палатке я упала на спину — перевесил рюкзак. Ощущения были настолько чёткие, что я даже не сразу сообразила, что рюкзака на мне давно нет. Дожила, что уже фантом рюкзака меня роняет. 🙂 Без рюкзака походка становится немного подпрыгивающей, почему-то тянет вверх — оказывается у всех 🙂 (потом прошло).

Спали под шум камнепадов.

фото А. Абрамова

Продолжение

Фильм о походе «Талгарский экстрим» можно посмотреть здесь

Музыкальный ролик из фильма «Как же можно сидеть внизу» — здесь

Татьяна Кичигина (Kira)

Время и случай ничего не могут сделать для тех, кто ничего не делает для самого себя.
( Д. Каннинг)

This entry was posted in Горы, Походы многодневные, Туризм and tagged , , , , , , . Bookmark the permalink.

2 Responses to IV. Поход талгарский: 3-й день – Солнечная поляна – бог знает куда

1. Марина says:

Разбежаться и взлететь
    над обыденным и скучным,
    развести руками тучи
    и на небо посмотреть…

Над полями, над лесами,
    над вчерашней суетой
    и крыло в крыло с мечтой
    пролететь над небесами…

Недоступные вершины
    манят синей чистотой,
    но всех чаще рвутся к той,
    самой дальней, самой синей…