VI. Поход Талгарский — 5-й день — Перевал МЮД (1Б, 4200 М) — ледник Богатырь

5-й день – перевал МЮД – ледник Богатырь

Для начала, немного информации из инета.

«Перевал МЮД «расположен в основном хребте Заилийского Алатау южнее вершины Северцова и ведет с ледника Северцова (р. Улькун-Мынжилки, р. Лев. Талгар)

на ледник Богатырь (р. Ю.-Вост. Талгар).

62 — перевал МЮД; 63 — перевал Северцова; 64 — перевал Стальского с ледника Северцова. Зарисовка в восточном направлении с расстояния 2,5 км от седловины перевала МЮД.

От Солнечной поляны по правому (переправиться с левого рано утром) берегу р. Лев. Талгар двигаться вверх по долине до его слияния с р. Улькун-Мынжилки.От этого места тропа (вдоль р. Улькун-Мынжилки) постепенно поворачивает на северо-запад и идет по поросшему арчой склону. Через час движения на северо-востоке показывается язык ледника Калесника. Еще через час движения на северо-запад подходим к крутому языку ледника Северцова и, обогнув его, выходим на тело ледника. Подъем по сравнительно пологому леднику технически прост. На левой боковой морене ледника имеются площадки для стоянки. Отсюда хорошо видна вершина Северцова, отделяющая перевалы Северцова (на западе) и МЮД (на востоке). На север седловину перевала Северцова замыкает вершина С. Стальского, западнее которой находится одноименный перевал.

Непосредственный подъем на перевал с левой боковой морены ледника Северцова проходит по мелкой и средней осыпи крутизной до 30 градусов, длиной 150-200 м и занимает около 45 минут. Тур находится на скалах в левой части седловины.

Спуск с перевала на ледник Богатырь проходит по снежно-ледовому склону крутизной до 30 градусов, а затем по правому борту ледника до моренного озера.

Всего прохождение перевала до этого места занимает около 5,5 часов.»

Но у нас же не всё как у людей..

Встали в 5-30 и в 6-20 уже вышли. Я думала, что моё вчерашнее видение относится на подъём к пику ГУВВО, так долго вроде здесь идти не надо, но на всякий случай и сегодня решила не обедать, но позавтракала двумя слайсами. Боже, как я потом об этом пожалела 🙁  С тех пор мой рацион был такой – утром один слайс с сыром, обед – половинка большого сникерса (белого шоколада у меня не было) и только вечером – каша, и так – до самого дома.

До подъёма на сам перевал  по языку ледника Северцова дошли почти нормально. Снег и лёд шершавый, идти не скользко, трещины видны за километр…

фото К. Сычёва

Только в конце было одно место, где пришлось спуститься по верёвке, совсем немного.

Спуск по верёвке
фото С. Михалькова

Небо в тучах. Я шла что-то очень тяжело (и зачем ела :() и пока дошла под перевал – наши уже почти все сидели там, под каменным нагромождением. Осталось пройти всего метров так 30, как начался камнепад. Камни сыпались  как раз туда, где я должна буду пройти. Почему-то мы (я была не одна) восприняли это спокойно, дождались, когда камни перестанут сыпаться, тут же пошли дальше. Я для себя решила, что подряд 2 раза камнепада в одном месте не будет и практически не волновалась.  Спросила Татьяну, не страшно ли было ей (она уже сидела там, в камнях), ведь у них камни катились с двух сторон. Она говорит, что не догадалась, что надо бояться 🙂

фото И. Саитова

Почти до самого верха залезли без приключений, но вот только не по осыпи, уж сильно осыпной была эта осыпь. Шли по снегу, ночью было тепло и камни даже и не думали ни замёрзнуть, ни держать.

Мы идём оттуда                                       фото И. Саитова

Но уже почти в самом верху снега стало мало, сплошной лёд, плюс очень круто – подскользнулся и полетел вниз Борис. Пролетел, по его словам, метров 15 (я не видела). Его поймал Семён, успев воткнуть ледоруб и зацепиться. Обошлось без травм.

Почти весь подъём шёл небольшой снег, но это даже на руку – не жарко. Наверху ничего не сыпалось: яркое солнышко, голубое небо, белоснежный сверкающий снег – красота необыкновенная, даже дух захватывает. Эмоции просто захлёстывают… Ради таких вот моментов стоит жить. (У большинства из нас (в том числе и у меня) — это первый подъём на такую высоту: 4200 м).

фото И. Саитова

Здесь можно мистические фильмы снимать — прямо как из сказки.

Настроение у всех просто праздничное… Душа ликует и поёт…

Нашли записку челябинцев…

Оставили свою.

фото С. Серовайского

Дальше путь лежал по леднику Богатырь: всё белым бело, снега много, трещины если и есть, то их не видно и мы пошли двумя связками. Сначала шли очень медленно, Семён всё прощупывал трещины. Они там, конечно, есть, но снег держал хорошо.

фото А. Абрамова

Вот две фотографии с одного и того же места — вид на наш спуск, но первое фото снято в 1991 г,

фото С. Серовайского

а второе — сейчас. Найдите совпадения 🙂 — в этом году снега не просто много, а очень много.

За один час прошли две трети пути.

фото С. Михалькова

Но солнце припекало – постепенно стали проваливаться чуть ли ни по пояс, и дальше пошла довольно глубокая хлябь. Вот тут мы и застряли. Оставшуюся  одну треть пути мы топали бесконечно долго…

Все без конца падали. Начался просто ад. Три раза меня откапывали – у меня талант проваливаться так, что ногу потом никак не вытащить 🙂

фото С. Серовайского

Самое неприятное в этом то, что потом очень трудно подняться — тут же проваливаешься снова, но уже всеми частями тела. В некоторых местах проще было просто ползти на четвереньках, что я и делала 🙂

фото С. Михалькова

Исраил решил, что без рюкзака будет идти легче и привязал его за собой за верёвку, но получилось ещё хуже 🙂 Я шла уже по чужим провалам, переступая как цапля из одной ямы в другую, стараясь не делать новых ям. Усталость дикая, а сесть отдохнуть негде, да и некогда — и мы идём, идём, идём… Уже просто как зомби. Мне было уже всё равно: воля — не воля, устала — не устала, иду — падаю, хочу есть, пить, туалет — не хочу… Мозги просто отключились, ноги уже сами высоко поднимаются, и я иду, иду, иду…,

Дальше – хуже. Под снегом – воды по колено.

фото С. Серовайского

В общей сложности шли семь с половиной часов практически не отдыхая. Из низ ровно семь — по леднику 🙂 (как мне и сказала Хранительница). Семён мне потом посоветовал в следующий раз видеть что-нибудь поприличней 🙂

Когда вышли уже на камни, пошёл мокрый снег, но пока ставили палатки – снова выглянуло солнце.

фото И. Саитова

Место каменистое и что самое плохое – для смешанных как у нас команд, куда ни пойдёшь, а-ля за угол – далеко тебя видать.

Вода есть  по ходу нашего движения и направо – грязная и далековато, и налево – почище и поближе. Там даже озерцо небольшое есть.

Продолжение

Фильм о походе «Талгарский экстрим» можно посмотреть здесь

Музыкальный ролик из фильма «Как же можно сидеть внизу» — здесь

Татьяна Кичигина (Kira)

Время и случай ничего не могут сделать для тех, кто ничего не делает для самого себя.
( Д. Каннинг)

This entry was posted in Горы, Походы многодневные, Туризм and tagged , , , , , , . Bookmark the permalink.